Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.19.2024, 0:13 AM

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Конспект открытого урока
[ Скачать с сервера (53.4 Kb) ] 04.23.2015, 1:39 PM

Тема: «География на поле боя»

Тип урока: урок-обобщение и систематизации знаний по пройденной теме.

Вид урока: урок-игра с элементами интегрированных творческих заданий.

Цели:

– обучающие:

1. Систематизировать знания о природных ресурсах, природно-территориальных комплексах России и их особенностях;

2. Закрепить умения определять географические координаты, абсолютную высоту, температуру воздуха, природные зоны;

3. Актуализировать знания о связи различных областей географических наук в условиях военного времени.

– развивающие:

1. Продолжить формирование коммуникативных навыков учащихся;

2. Создать условия для развития аналитических способностей учащихся (анализ, обобщение);

3. Способствовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.

– воспитательные:

1. Развивать чувство глубокого, бережного отношения к отечественной истории посредством межпредметных связей, помочь учащимся прочувствовать события Великой Отечественной войны путем непосредственного участия в ролевой игре;

2. Содействовать дальнейшему развитию таких нравственных категорий как чувство патриотизма, ответственности, долга, решительности, смелости, отваги, взаимопомощи;

3. Сформировать понимание того, что принцип природосообразности, умение разумно использовать природные ресурсы в достижении конкретных целей,  актуален и сегодня.

Оборудование: атласы, рабочие тетради, контурные карты, изображения природы, интерактивный комплекс, письма с заданиями, информация о природных условиях для разведчиков, наградные знаки, пилотки.

(На фоне звучит музыка)У времени есть своя память – история. И поэтому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней.

Прошло ровно 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Да и у времени есть своя память. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить.Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества.

Сегодня я предлагаю совершить вам путешествие в прошлое и оказаться на полях сражения Великой Отечественной войны в роли солдат Советской армии, как это произошло с главными героями фильма «Мы из будущего». (фрагмент видео)

Но зачем нам отправляться в прошлое, в войну ведь мы на уроке географии, а не истории? В чем связь географии с войной?

Французский географ, геополитик Ив Лакост говорил:  «География необходима, прежде всего, для ведения войны». (1976 г.)

Эта формулировка может иметь минимум три интерпретации:

1. География как совокупность ограничений.

2. География как театр военных действий.

3.География как цель военных действий.

Географический или, вернее, геополитический фактор играет колоссальную роль в любой войне.

Ребята, что же мы сегодня будем изучать?

Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!

(Звучит песня «Гимн Великой Отечественной войны»)

Началась война… Взвод, наденьте обмундирование. Разрешите представиться, командир взвода Инна Сергеевна. Перед нами стоит важная стратегическая задача: преодолев все природные преграды, дойти до конца, до победы! А что вручали военным за их доблестные подвиги перед родиной? И мы с вами будем получать настоящие военные награды, которые вы сможете оставить себе, как память о нашем путешествии. Нам необходимо определить командиров и приступить к выполнению заданий. Взвод, внимание! Наше первое задание.

Задание: Какие науки, имеющие тесную связь с географией  помогут вам при решении военных задач. Объясните где и как нам помогут эти знания?

Вы будите отвечать за разные области наших действий. Для начала нам нужно сформировать команду картографов, разведку, определить медсестру, а остальные будут принимать непосредственное участие в наших действиях и в конце получат награды за свои труды.

Взвод Картографы, что нам необходимо для начала военных действий? Карта.  Мы должны построить карту с вами, проложить маршрут, будет не просто, но атлас нам в этом поможет. Обратимся к истории. В каком году и  с чего началась Великая Отечественная война?

Пригород г. Брест, Брестская крепость, Белоруссия. Давайте послушаем об этой территории нашу разведку и предложим дальнейшие действия. Территория располагается в юго-западной части Белоруссии. Основная часть территории области – равнинная, с небольшими возвышенностями. Треть территории занимают смешанные леса, также в области много рек, озер, а особенно болот и торфяников. Самые крупные реки, протекающие здесь – Припять, Западный Буг, Муховец и Щара. На северо-западе, рассекаемая границей с Польшей, расположена знаменитая на весь мир Беловежская пуща – единственный реликтовый заповедник в Европе. Климат – умеренно континентальный, мягкий, с умеренно теплым летом и нехолодной зимой. Имеется одноименная с городом крепость. Координаты 520 с. ш. и 230 в. д.

Мы определили условия, где нам предстоит вести военные действия. Ребята, обратимся к истории, оборона Брестской крепости осуществлялась с22.06.41 по 20.07.41. В летний период. Команда картографов наносим на карту эту территорию. А вот и задание из генерального Штаба (учителем вскрывается конверт с заданием). При доставке писем, солдат попал в сражение и письма были повреждены: пропитались кровью раненных солдат, попали в огонь.

Задача:«Ваш взвод принимает участие в обороне Брестской крепости. Но, что бы добраться до нее, вам необходимо преодолеть одну из естественных преград. Эта преграда является участком  ландшафта, характеризующимся избыточным увлажнением, повышенной кислотностью и низкой плодородностью почвы. На картах обозначается следующим условным знаком: http://kadastrua.ru/images/8/image002.jpg Что это за объект вам предстоит узнать самостоятельно. Ваша главная задача перебраться через него без потерь. Как только вы выполните задание, вас представят к награде, и вы получите следующее задание».

Солдаты, что за естественная преграда перед нами? (Болото) Сейчас за окном лето и именно этот период является самым опасным, так как легко можно оказаться затянутым в это болото. А как нам справиться с этим заданием, что нам нужно знать о болоте? Как перебраться через него? Что для этого нам понадобиться? Давайте создадим план перехода

(Как понять, можно ли переходить болото

Для начала необходимо оценить насколько это болото может быть проходимым. Верными приметами того, что болото можно будет перейти является растительность, если вы видите много густоты, есть старый мох и сосны, то такое болото не тряское и его можно будет аккуратно пересечь. Если вы видите лужи грязной воды, растут березы, ольха, ивы и различные кустарники, то такое болото по возможности следует обойти или идти по нему очень аккуратно. Это конечно не водоворот, но все же опасность есть. А вот если на болоте много воды и плавает по поверхности трава или вообще нет растительности, то это топкое и гиблое место, его ни в коем случае не стоит переходить и нужно держаться от него подальше, ведь там может быть глубокая яма.

Как передвигаться по болоту

Если вы все-таки решили перебраться через болото, то для начала найдите длинную палку, примерно 2-2, 5 метра. Этой палкой следует ощупывать местность и дно, прежде чем сделать шаг. Лучше всего двигайтесь по кочкам или от кустарника к кустарнику, от одного дерева к другому, эти места считаются самыми безопасными. Нельзя перепрыгивать с места на место, даже если вы его проверили палкой, лучше двигаться медленно, но и нельзя долго стоять на одном месте, особенно если возле ваших ног просачивается вода. Помните о том, что болотная гладь очень обманчива, даже если место выглядит сухим, и вы собираетесь туда сделать шаг, проверьте его палкой. Очень тщательно следует проверять места с густой травой, там много влаги. Не стоит ступать на те места где нет совсем растений, хоть и кажется что там есть почва – это просто тонкий слой торфа, под которым вода. Не следует идти в ту сторону, где из болота торчат сухие деревья, там нет твердой почвы, ведь даже корни деревьев к ней не дотягиваются.

Как выбраться если попал в трясину

Если при каждом шаге оказывается вода, и вы чувствуете что ноги затягивает в трясину, попробуйте вернуться на более прочное место, если же не получается, то следует срезать ветки деревьев или кустарников и бросать перед собой крест-накрест и по ним пытаться выбраться на более твердую почву. Если произошло так, что вы провалились в болото очень резко, то немедленно следует снять с себя рюкзак или походную сумку, так как это может утащить вас вниз и навалитесь грудью на рюкзак или сумку, затем положите горизонтально палку, с которой двигались и также навалитесь на нее всем телом. Ни в коем случае не делайте резких движений. Попытайтесь осмотреться вокруг, пробуйте схватиться руками за траву. Кочку или ветку кустарника. Если даже трава вырывается, то все равно тащите ее на себя и пробуйте тянуться дальше.

Если вы шли по твердой земле и вдруг попали ногами в болото, то постарайтесь упасть спиной на твердую землю, так болото засосет только ваши ноги и у вас будет больше шансов выбраться из болота.
Если вы шли и вдруг упали в болото с ходу, то, скорее всего вы упадете туда лицом, при этом вам категорически запрещено вставать, производите все манипуляции лежа.

У любого военного начальника всегда с собой помимо карт были полевые дневники. Зачем они были необходимы? И мы с вами тоже будем вести такие дневники. Что же будет содержать наша первая запись? (Дата, тема, правила перехода через болота.

1. Определи можно ли через это болото перейти.

2. Найди крепкую палку и осторожно по кочкам перебирайся.

3. Если ты попал в болото, срочно возвращайся назад, но не совершай резких движений.

А для каких целей можно использовать болота? (Запасы торфа, естественный фильтр, уникальный растительный и животный мир).

Доклад командира.Взвод, мы справились с заданием! Я вас поздравляю, давайте вручим награды нашим главным специалистам в гидрологии. Именно так называется наука, занимающаяся изучением водных объектов. Командиры кого мы награждаем за выполнение этого задания? Кто из солдат оказались самыми подкованными в этой области? Но отдыхать некогда, нужно защищать нашу родину от натиска врага!

Очередное задание из Штаба! (учитель вскрывает очередное письмо).

Задача: «Поздравляем вас с успешно пройденным заданием! Следующий пункт, к которому вам предстоит добраться, мы назвать не можем. Так как немецкие шпионы могут перехватить эту информацию, но вы сможете ее расшифровать. Этот город России расположен к северо-северо-востоку от города Минск, расположен он на крупной реке, правым притоком которой на территории Белоруссии является река Припять. Эта область граничит с Московской областью. Сражение на этой территории происходило с 10.07.41 по 10.09.41. Попасть сюда вы сможете по прямой дороге. Как было сказано ранее, в городе протекает крупный водный объект, который на карте изображается линейным условным знаком синего цвета. Вам необходимо незаметно перебраться через этот объект, где вас ждут новые награды. Стоит лишь отметить, что территория достаточно лесистая».

Солдаты, задания становятся все сложнее. Определяем город, объект и его название. А в этом нам поможет наша разведка. Рассказ о Смоленске: Город расположен в центральной части Восточно-Европейской (Русской) равнины. Климатические условия достаточно благоприятны для жизни людей и развития многих видов хозяйственной деятельности, включая рекреацию и туризм. Умеренно-континентальный климат характеризуется теплым и влажным летом, умеренно холодной зимой с устойчивым снежным покровом и хорошо выраженными переходными периодами. По территории этого города протекает река Днепр. Располагается в пределах зоны хвойно-широколиственных. В последние десятилетия природная среда испытывала огромную антропогенную нагрузку, связанную с развитием промышленного производства и транспорта, ростом городов, мелиоративными работами, использованием минеральных удобрений и ядохимикатов. Этот город расположен между параллелями в 500–550с.ш. и 300–350в.д.

Картографы вам предстоит очередное задание, нанести на карту этот город и реку.Солдаты, Смоленское сражение привело к тяжелейшим последствиям в Великой Отечественной войне. Потеряв в бесплодных атаках последние полнокровные механизированные корпуса, Красная Армия прекратила попытки перехвата стратегической инициативы. Смоленское сражение стало одним из самых кровопролитных и напряженных в 1941 году.

Но мы должны решить поставленную перед нами задачу штаба! Как мы с вами будем перебираться через реку? Какое это время года, что нам понадобится?

Одному человеку нетрудно перебраться через реку, если есть в наличии брезентовый мешок. Его надо набить камышом, сеном, соломой, хво­ростом, тростником. Но где взять мешок в экстре­мальной ситуации? Приходится делать плот. Самый примитивный состоит из трех сухих бревен и двух-трех, жердей (если повезет, то лучше досок). Вяжут его на воде у берега. На жерди можно настелить хворост. Кре­пить бревна при отсутствии веревок можно сы­рыми хворостяными вицами.

Если вы обнаружили на реке отмель и риск­нули перейти ее вброд, не забудьте прихватить шест, чтобы ощупывать дно. Упираться шестом надо в сторону напора воды, а продвигаться под углом против течения реки. Брод чаше всего по­падается на широких участках реки, а не на уз­ких. Переходить реку вброд следует в обуви, ус­тойчивость увеличивается.

Какие записи мы сделаем в полевой дневник? Переправиться через реку можно одним из следующих способов:

1. Брезентовый мешок и камыш;

2. Плот из сухих деревьев;

3. Вброд, если это позволяют условия.

А как можно еще перебраться через реку в настоящее время? Что мы с вами можем использовать?

Доклад командира.И с этим заданием наш взвод справился, я считаю, прекрасно. Вручаем заслуженные награды лучшим инженерам-изобретателям. Командиры, кто в этот раз оказался лучшим из лучших? Тем временем мы двигаемся на юго-восток и следующее задание приходит к нам из штаба.

Задача: «Вы вновь преодолели естественную преграду, поздравляем! Но путь на этом не заканчивается, наши войска перебрасываются на юго-восток. И ваш пункт назначения – город Курск. Добраться до него вы сможете по карте, которую составят вам ваши картографы, но следует отметить, что маршрут ваш будет проходить через города Калуга, Тула, Брянск, Орел. На подходе к городу вас ожидают лесные массивы, в которых вам предстоит прожить не один день и вам понадобиться построить укрытие от дождя и солнца, развести огонь, приготовить себе пищу. И все это в лесу. Сражение под названием Курская дуга проходило  в период с 5.07.43 по май 1944 года. Как только вы пройдете через лес, вас ожидают награды».

Солдаты, давайте послушаем про эту местность, и узнаем, чем она отличается от других, из доклада наших разведчиков. Климатические особенности обусловлены положением города в поясе умеренно-континентального климата в лесостепной зоне. Относится к зоне умеренного увлажнения, что определяется среднегодовым количеством осадков в регионе, которое достигает 584 мм. В окрестностях города много лесных ресурсов. Представлены леса различных групп хозяйственного назначения. Широта этого города: 510 с.ш.

Давайте четко сформулируем еще раз задачи, которые поставило перед нами командование:

1. Сделать укрытие;

2. Развести огонь;

3. Приготовить пищу.

Солдаты, что нам для этого понадобится? И  как себя нужно вести в лесу? Не забудьте, что сражение проходило достаточно долго и солдатам приходилось переживать все времена года.

Сделать укрытие: снежное укрытие, укрытие в виде навеса, укрытие в виде платки, укрытие в виде землянки.

Развести огонь: 1. Добывание огня трением;  2. Огненный лук; 3. Методы, основанные на линзах; 4.  Марганцовка и глицерин.

Приготовить пищу: растительный и животный мир леса.

Но нужно обязательно помнить про правила безопасности!

Мы справились с заданием. Я вас поздравляю! Но здесь случилось неприятное обстоятельство: во время строительства укрытия один из наших солдат сломал руку и мы должны оказать ему первую помощь, хорошо, что под руками у наших медсестер оказалось все необходимое. Давайте окажем первую помощь солдату.  Что нам для этого понадобится? (Ученик зачитывает правила наложения шины).

(Шина нужна для того, чтобы фиксировать поврежденную часть тела и предотвратить ее дальнейшее травмирование. Не пытайтесь соединять костные фрагменты при переломах или вправлять вывихи. Всегда фиксируйте травмированную конечность в том положении, в каком она находится. Накладывая шину, руководствуйтесь изложенными ниже указаниями

1. Используйте в качестве шины твердый плоский предмет (дощечку, линейку, палку, свернутый в трубку журнал). Можно воспользоваться также подушкой или одеялом или использовать в качестве шины здоровую ногу или палец ребенка.

2. Если шина оказалась слишком грубой, обмотайте ее куском ткани или полотенцем перед тем, как накладывать.

3. Удостоверьтесь, что шина захватывает суставы выше и ниже перелома.

4. Прибинтуйте шину к травмированной части тела бинтом, лентой, ремнем или хотя бы галстуком. Следите за тем, чтобы повязка не оказалась слишком тугой; если пальцы прибинтованной руки или ноги бледнеют и холодеют, сделайте повязку посвободней. Узлы не должны давить на участки повреждения.)

Мы спасли человека, оказав ему первую помощь!

Доклад командира.Награды ждут вас за выполнение очередного задания. Командиры, кто отличился в этом задании? Но вновь письмо и мы готовы приступить к дальнейшему выполнению заданий! Бой был очень трудный, взвод без потерь справилась с этой задачей. Командиры, ваши солдаты устали после этих сражений? Как нам справиться с этой усталостью? Я предлагаю нам немного отдохнуть, набраться сил перед сложным покорением следующего задания.

Физкультминутка: Солдаты иногда по нескольку дней находились в окопах, их тела уставали, затекали, но, что бы не потерять форму, нужно выполнять физические упражнения. Аккуратно встаем из-за своих мест и начинаем разминку перед боем:

Наша рота шагает на фронт,

Впереди нас ждут преграды:

Реки, которые вплавь перейдем,

Горы, которые как скалолазы преодолеем.

От пуль мы укроемся мощным щитом.

И жизнь будь гнуть нас то вправо, то влево.

В окопе присесть нам придется друзья,

Бежать от солдата со вражеской пулей.

Но будет винтовка и друга плечо,

Которые верными будут.

Задача: Ребята вот письмо, но оно дошло до нас не в целости, переплывая через реку, его намочили, и некоторые слова стерлись и нам их нужно восстановить. «Ваш взвод  настолько подкован в разносторонних знаниях, что командующий фронтом Георгий Константинович Жуков решил предоставить вам очередное задание, с которым справился бы не каждый. Он отправляет вас в горы. Попробуйте максимально с выгодой использовать эти территории. Вашим главным пунктом является крайняя (южная) точка России. Как до нее добраться мы вам поможем. Найдете ее, пройдя по самому безопасному пути: вдоль современной границы России до Азовского моря, затем вдоль реки Дон пройдите до (Волго-Донского) канала, здесь по реке (Волга)вы попадете к берегам (Каспийского) озера, которое часто называют морем из-за его повышенной (солености). И по побережью, а затем границе России, вы попадете в назначенный пункт. Военные действия проходили здесь с июля 1942 по октябрь 1943 года. Здесь вам предстоит определить координаты вашего местоположения и ряд других вещей: определите абсолютную высоту вашего местоположения над уровнем моря (что такое абсолютная высота?). Определите температуры, если у уровня моря она равна +280С и  +100С, в начале и в конце военных действий соответственно. Заслушайте разведку».

Эта территория расположена на перешейке между Каспийским и Черным морями. От Восточно-Европейской равнины отделяется Кумо-Манычской впадиной. Здесь, по гребню Главного хребта, проходит государственная граница Российской Федерации. Эта форма рельефа сравнительно молода. Тектонические процессы здесь сопровождались значительными изгибами, растяжениями, разрывами и разломами земных пластов. В результате этого на поверхность выливалось большое количество магмы. Это целая система различных хребтов, которую можно разделить на несколько частей.  Там, где поднимавшаяся по трещинам магма не вылилась на поверхность, образовались невысокие, так называемые, островные горы. Наиболее крупными из них являются Бештау (1400 метров) и Машук (993 метра). У их основания расположены многочисленные источники минеральных вод.

Наиболее крупными реками являются Кубань и Терек, а также их многочисленные притоки. Распространены опасные природные явления: оползни, горные обвалы и землетрясения.

Давайте приступим к выполнению этого задания, силы у нас появились после отдыха и запишем  результаты исследования в полевые дневники: географические координаты: 410с.ш. и 470в.д.; абсолютная высота: 4466 м; температура в начале военных действий: (1 км -60С) Температура меняется примерно на 27 градусов, поэтому +10С; температура в конце военных действий: -170С.Солдаты, а какие плюсы есть у гор во время военных действий? Как они могут помочь?

Доклад командира.С заданием мы справились, награды заслуженно уходят к лучшим климатологам и стратегам нашей роты. И кто же это? Впереди последний рывок и последнее задание. Давайте вскроем последний конверт.

Задача:«Вы успешно справились со всеми заданиями. Остался последний пункт, правильно достигнув который, вы получите главную награду – орден. Всю необходимую информацию вам предоставит ваша группа разведки. Мы лишь предлагаем вам маршрут: от г. Базардюзю вам необходимо двигаться вдоль южной границы России в направлении к Черному морю. Необходимо перебраться через Керченский пролив к полуострову, который до 18 марта  2014 года входил в состав Украины. От Керченского пролива по кротчайшему расстоянию пройдите до города Севастополь, затем до Симферополя и Евпатории. Оттуда пройдите к устью реки Днепр. Двигаясь вверх по течению реки Днепр, вам нужно будет высадиться в городе с географическими координатами 510с.ш. и 310в.д. Отсюда по кротчайшему расстоянию добраться до самого западного города России, от которого, двигаясь на запад-северо-запад, вы попадете в назначенный пункт, но сначала заслушайте вашу разведку».

У нашей разведки осталось последняя информация, которая нам поможет закончить эту операцию: Этот город расположен в восточной части государства, которое не имеет сухопутной границы с Россией, между реками Эльба и Одер, примерно в 177 км от побережья Балтийского моря. Город находится на равнине, на западе реки протекают через цепочки озер, окруженных лесами. Здесь умеренно-континентальный климат с жарким летом и холодными снежными зимами. Среднегодовое количество осадков – 580 мм. Долгота этого города: 130в.д.

Что это за объект?

Вы прекрасно справились с военной задачей. Командиры доложите обстановку.  Давайте сверим нашу карту с картой верховного главнокомандующего.   Война унесла тысячи жизней ни в чем не повинных солдат, простых девчонок, мальчишек, чуть старше, чем вы вот сейчас… Им было трудно, мы лишь можем догадываться о том, что им пришлось пережить. Но изучая историю, географию, литературу, просматривая фильмы о войне, мы можем хотя бы на немного окунуться в те года.

Справились ли мы с нашей задачей? На этот вопрос вы сами сейчас ответите. Давайте представим доклад Военному Совету. Со всем ли мы справились, все ли у нас получилось. А что бы нам было проще работать, перед нами вопросы:

1. Прошел ли отряд весь путь, который был обозначен командиром?

2. Какие потери могли быть в случае слабых знаний по географии?

3. Какие науки из географической семьи помогли нам дойти до победы?

4. Каково значение картографии, климатологии, геологии, гидрологии в военном деле?

5. Какие природные зоны мы пересекли сегодня с вами и важно ли нам знать особенности этих природных зон?

Взвод, как вы думаете, мы справились с поставленными задачами. Я думаю, что да. Награды просто так не даются. Солдаты, подсчитайте свои награды. Командиры предоставьте мне документы на награжденных медалями. Была, ребята, еще одна награда, высшая степень отличия – Герой Советского Союза. Высшее звание, которого удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий. За подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, высокого звания удостоились 11657 человек, 3051 из них – посмертно. Вручать эту награду мы сегодня не будем, но помните, что все в ваших руках. Каждый из вас способен совершить подвиг ради своей страны и удостоиться этого звания!

Но осталось еще одно задание. Ребята, это задание на дом. А для этого нам нужно вернуться обратно, в 2015 год. (фрагмент видео)

Домашнее задание: Вот мы и завершили наше путешествие в историю, к страницам Великой Отечественной войны, добрались до Берлина, преодолев болота, реки, горы и леса. И знания по географии нам в этом помогали каждую минуту. Я хочу предложить выполнить вам творческое домашнее задание: напишите эссе на тему: «Смог бы я, попав в годы Великой Отечественной войны, выйти из окружения, благодаря знаниям по географии?»

На этом наш урок окончен. Спасибо за работу!

Категория: Мои файлы | Добавил: Geography
Просмотров: 252 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz